АЛЬТМАН (ALTMAN)Натан Исаевич (1889, Винница - 1970, Ленинград) - русский живописец, график, художник театра и кино, скульптор.

Первоначальное художественное образование Альтман получил в Одесском художественном училище, где одновременно занимался на живописном отделении у К.К. Костанди и Г.А. Ладыженского и на скульптурном – у Л.Д. Иорини и И. Мармонэ (1903 – 1907 гг.).

В 1910 г. уехал на год в Париж, где посещал «Свободную русскую академию А.К. Васильевой». Знания полученные в Париже, имели важное значение в становлении профессионального мастерства художника.

В произведениях раннего периода творчества ощутимо сильное влияние кубизма. Живописные работы этих лет отличаются сложностью, эффектностью композиционного решения, графической отточенностью, звучным, построенным на тонких цветовых соотношениях колоритом. Среди полотен 1910-х наиболее известны несколько автопортретов (два из них – 1911, ГРМ), «портрет Н.Е. Добычиной» (1913, Государственный Русский музей), а также «Портрет Анны Андреевны Ахматовой» (1914, Государственный Русский музей)- самая значительная работа художника этого периода.

С 1906 принимает участие в выставках. В 1910 показывал свои работы на выставке объединения «Товарищество южнорусских художников» в Одессе, в 1911 представлял в Париже на «Салоне национального общества изящных искусств». В дальнейшем принимал участие в выставке объединения «Мир искусства» (в 1913, 1915, 1916), «Союза молодежи» (1913-1914), «О,10» (1915-1916), объединения «Бубновый валет» (1916).

После Октябрьской революции А. активно включился в художественную жизнь Петрограда и Москвы. Он участвовал в праздничном оформлении Петрограда (1918) и Москвы (1921-1928).

Много работал в скульптуре. Им были созданы гипсовые барельефы «Портрет А.В. Луначарского» (Государственный Русский музей), «Степан Халтурин» (1920), бюсты А.В. Луначарского (1920, Государственный Русский музей) и первый скульптурный портрет В.И. Ленина, сделанный с натуры (1920). В 1920 выполнил несколько рисунков с натуры, изображающих В.И. Ленина за работой. Альтман создал также ряд эскизов экслибрисов, почтовых марок, оформил несколько театральных постановок.

В 1928 г. художник едет в Европу, где принимает решение не возвращаться на родину и остаться во Франции. Продолжал работать, написал много портретов, пейзажей.

В 1935 г. Альтман возвращается в Россию. В основном работал для театра. Художником было оформлено большое количество спектаклей. Много работал как иллюстратор в различных издательствах. Автор ряда статей по вопросам искусства.

Литература
Эткинд М.Г. Натан Альтман. - М., 1971; Эткинд М.Г. Натан Альтман [К 80-летию со дня рождения художника] // Искусство, 1969, №10, С.16-23; Кузнецов Э. Достоинство. [К 100-летию со дня рождения художника Н.И. Альтмана] // Творчество, 1998, №10, С. 1-3; Биневич Е. Театральные шаржи Натана Альтмана // Театр, 1985, №3, С. 108; Пунин Н. Рисунки некоторых «молодых» // Пунин Н. Русское и советское искусство. - М., 1976. - С.146-148; Петров В. Разносторонний художник [К 80-летию со дня рождения Н.И. Альтмана] // Творчество, 1669, №10, С. 8-10.

Источник: ВГБИЛ


АЛЬТМАН, НАТАН ИСАЕВИЧ (1889–1970), русский художник. Выходец из семьи торговца, родился в Виннице 10 (22) декабря 1889. Учился в Одесском художественном училище (1903–1907) и в частных студиях Парижа (1910–1911). Жил и работал преимущественно в Петербурге-Ленинграде (1912–1921 и с 1936) и в Москве (1921–1928). В молодые годы, став одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств», стремился применить принципы модерна к осмыслению древних символов и орнаментов еврейского религиозного искусства (графические циклы Картинки Натана Альтмана, 1914–1916, оформление альманахов Сборники Сафрут, 1917 и др.).

Со временем искусство Альтмана становится все более интернационально-авангардным, близким кубизму и футуризму. Изысканной кристалличностью форм выделяется его Портрет Анны Ахматовой (1914, Русский музей, Петербург), который считается едва ли не лучшим портретом поэтессы. В те же годы он выступает и как скульптор, и здесь обнаруживая свой нервно-экспрессивный, чуткий ко внутренней ритмике форм талант (Автопортрет, 1913, бронза, там же).

Искренне увлеченный революцией, Альтман в 1918 оформил массовый спектакль режиссера Н.Н.Евреинова, устроенный по поводу первой годовщины Октября. Работа явилась крупнейшим по масштабу авангардным хэппенингом той эпохи (когда центральные монументы Петрограда – типа Александровской колонны на Дворцовой площади – были преобразованы посредством временных декораций в футуристические композиции, знаменующие радикальное историческое обновление). Впрочем, революционная патетика мастера постепенно обретала все более иронически-театральный характер (картина-эскиз Петрокоммуна, 1921, там же; и др.); к тому же он все активнее уходит и в сферу сценографии как таковой (оформление спектаклей театра «Габима», а также Государственного еврейского театра, ГОСЕТ, в Москве, 1920–1928).

Уехав в Париж (в связи с гастролями ГОСЕТа), Альтман оставался там до 1936, однако значительного художественного успеха за границей не имел. Вернувшись в СССР, плодотворно работал как художник театра и книжный иллюстратор. Умер Альтман в Ленинграде 12 декабря 1970.

Литература:
Эткинд М. Н.Альтман. М., 1971
Натан Альтман. Выставка произведений (каталог). М., 1978

Источник: http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007815/1007815a1.htm